Мистицизм
Наконец, можно упомянуть загадочную фигуру Ралмена Мерсвина (ок 1310–1382), автора ряда апокалиптических видений, именуемых "Книгой Девяти Скал", чьи описания реалий мистической жизни представляют собой великолепный психологический документ независимо от того, считаем ли мы их подлинными описаниями или же всего лишь "тенденциозной литературой".
В определенной зависимости от немецкой школы развился и мистицизм Фландрии, также сформировавшийся под воздействием интеллектуального гения Экхарта. Фламандская школа лучше всего известна нам по трудам ее наиболее известного представителя блаженного Иоганна Рейсбрука (1293–1381) — одного из величайших мистиков, которых когда-либо знал мир. В его работах метафизический и личностный аспекты мистической истины сплавлены воедино и достигают своего высочайшего выражения. Рейсбрук обязан своим интеллектуальным развитием блаженному Августину, Ричарду из аббатства св. Виктора и Экхарту, но ценность его произведений заключается в том, что он использовал философию последнего лишь в качестве питательной среды для выражения результатов собственного внутреннего опыта.
Как в ранние годы священничества в Брюсселе, так и в более поздние времена отшельничества в лесах под Суаньи Рейсбрук оказывал огромное влияние на свое поколение. Через своего последователя Герарда Гроота (1340–1384), основателя "Братства Совместной Жизни", он вдохновил создание религиозного движения "Новой Преданности", которое донесло до следующего столетия дух великих средневековых мистиков.
Мистические сочинения "северного Рейсбрука" Анрн де Манд (ок. 1360–1415), прекрасный пропитанный духом платонизма "Пламенный монолог с Богом" Герлаха Петерсена (1378–1411), а также "Подражание Христу" его друга Фомы Кемпийского (1380–1471), в котором можно найти параллели с медитациями Гроота, — вот основное русло, по которому в дальнейшем протекало развитие мистицизма.
В следующем столетии влияние Рейсбрука проявляется в деятельности францисканца Анри де Эрпа , или Арпинуса, (ум. 1477), а также двух великих личностей — ученого-платоника кардинала Николая Кузанского (1401–1464) и его друга, богослова и созерцателя Дениса Картузианца (1402–1471) — одного из великих религиозных деятелей XV века.
< < < < > > > >
Метки: саморазвитие сознание жизнь
Похожие записи:
Главы жизниНе думай как человек